Адамант
Все зависит от стройки
Однако заводы РСК почти не продают листовое стекло в виде сырья — для этих целей выпускается только 530 тыс. м2 в год. Львиная же доля стекла идет на производство стеклопакетов, которые являются основной продукцией холдинга. Объем российского рынка по этой товарной позиции, по данным QB Finance, составляет около 70 млрд рублей в год. На Северо–Запад приходится 10% российского производства.
«С 2009 по 2013 год продажи стеклопакетов росли на 17 – 28% ежегодно благодаря активному развитию строительного рынка. Но в последние годы сегмент стагнирует. И прогнозы для поставщиков материалов неутешительные. В 2015 году объемы строительства могут сократиться на 10 – 15%. Из–за этого производство стеклопакетов рискует упасть на 30 – 40%», — говорит аналитик ИФК «Солид» Елена Юшкова.
Опасения коллеги разделяет директор по продажам УК Docklands Екатерина Запорожченко. «С начала года объемы строительства в Петербурге упали 10%. И до конца года рынок потеряет еще 2 – 3%. Очевидно, что спрос на стеклопакеты и фасадное стекло в такой ситуации провиснет», — говорит она
Этот рынок, по мнению участников рынка, могли бы поддержать госпрограмма по замене окон в старом фонде. Одна из таких программ по энергоэффективности несколько лет назад была запущена в Москве. Но о планах Смольного пока ничего не слышно.
В
жилищном комитете
«ДП» подтвердили, что нынешней программой капремонта замена всех окон в старых домах не предусмотрена. «Меняем только окна в подъездах», — заключили там.
Производство стекла для оконной индустрии в первом полугодии 2015 года сократилось примерно на 3%, а производство стеклопакетов и светопрозрачных конструкций — на 15%. Тенденция до конца года сохранится. Некоторые производства остановятся. Но кто–то получит шанс увеличить долю рынка. Эта ситуация связана не с кризисом или санкциями, а с перепроизводством последних лет в отрасли. Импорт уже сократился более чем на 50%. Главным образом за счет сокращения поставок из Белоруссии. Так что связывать и эту ситуацию с политикой импортозамещения было бы неверно.
Максим Касьянов
руководитель продаж компании VEKA Rus в Северо–Западном регионе России
Во–первых, ребята из «Адаманта» — опытные бизнесмены и наверняка просчитали все риски такого дорогого шага, как расширение бизнеса. Во–вторых, здесь мы видим пример настоящего, а не фанфарного импортозамещения. Что очень радует. Отечественные стеклопакеты и материалы для остекления значительно дешевле импортных. Так что у «Адаманта» есть отличный шанс победить конкурентов ценой и расширить сбыт. Ведь все строители в условиях кризиса экономят на каждой мелочи. Да и на перспективу это верная стратегия — не вечен же этот экономический кризис!
Олег Барков
генеральный директор Hansa Group
Кризисное затишье
Емкость российского рынка по производству стекла, по оценкам экспертов, в 2014 году составила 240 млрд рублей. На долю листового стекла, которое является сырьем для конструкций, используемых при строительстве зданий, а также в автомобильной промышленности, приходится около четверти рынка. По данным инвестиционно–консалтинговой компании СМПРО, производство листового стекла в России за 2014 год выросло на 5%, до 262 млн м2 (импорт сократился на 26%, а экспорт увеличился на 56%). При этом потребление стекла за тот же период сократилось на 5%, до 245 млн м2.
В этом году падение продолжилось: в первом полугодии 2015 года производство стекла в России, по данным СМПРО, снизилось на 6%. Прирост производства (на 7,5% по итогам полугодия) был зафиксирован только в Северо–Западном округе. «В целом по стране старожилы отрасли снижают объемы производства. На рынке говорят о перепроизводстве. Есть серьезное опасение, что в 2015 году ситуация усугубится настолько, что несколько заводов вынуждены будут остановиться», — говорят эксперты агентства ABARUS Market Research.
Еще три завода
Все купленные предприятия войдут в Российскую стекольную компанию в структуре «Адаманта». До последнего времени бизнесом «Соларекса» владела компания «Санби Трейдин Корп.» с Виргинских островов. Теперь, по данным СПАРК, совладельцу «Адаманта» Игорю Лейтису принадлежит 38% «Соларекс–инвест», у его партнеров Евгения Гуревича и Михаила Баженова по 31%. По словам Игоря Лейтиса, инвестиции в покупку предприятий «Соларекс» составили около 1 млрд рублей. «Дополнительных вложений в развитие этих активов не потребуется — оснащение заводов одно из самых передовых в стране», — сообщил он.
Мощность трех предприятий составляет 1,5 млн м2 стеклопакетов в год. В том числе в подмосковном Климовске — 0,8 млн м2. «Сделка дала возможность РСК занять нишу на рынке Центрального федерального округа — самом большом по объему оконного остекления в России (на него приходится около 35% потребления продукции. — «ДП). До сих пор РСК там представлена не была», — говорит Игорь Лейтис. В результате покупки заводов «Соларекс» мощности РСК по производству стеклопакетов выросли в 2 раза, до 3 млн м2 в год, сделав ее региональным лидером в данном сегменте.