Список парковок переулок огородная слобода дом 9стр1
Примечания
- Вострышев М. И. Москва: все улицы, площади, бульвары, переулки. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2010. — С. 398. — 688 с. — ISBN 978-5-699-33874-0.
- А. Черепанов. Каталог деревянных строений // Московское наследие. — 2017. — № 49 (24 мая). — С. 33—40.
- Архитектура Москвы 1933—1941 гг. / Автор-сост. Н. Н. Броновицкая. — М.: Искусство—XXI век, 2015. — С. 213. — 320 с. — (Памятники архитектуры Москвы). — 2500 экз. — ISBN 978-5-98051-121-0.
- Острожникова, Е. . Узнай Москву.
- Трофимов В. Г. Москва. Путеводитель по районам. — М.: Московский рабочий, 1972. — С. 205. — 400 с. — 45 000 экз.
- Московская энциклопедия / С. О. Шмидт. — М.: Издательский центр «Москвоведение», 2007. — Т. I, Лица Москвы. — С. 180. — 639 с. — 10 000 экз. — ISBN 978-5-903633-01-2.
Почему слобода — Огородная
Точного объяснения имени любимой Москвы до сих пор не найдено. А вот район Огородная Слобода назван так неслучайно. Раскинувшись между улицами Мясницкой и Покровкой, включив в себя одноименный переулок, в компании с Гусятниковым, Харитоньевскими и другими, это была одна из самых больших царских слобод XVI века. Жители занимались овощеводством, огородничеством и садоводством, принося на дворцовую кухню урожай. У местных «мичуриных» получалось выращивать даже бахчевые, сооружая теплицы и умело ухаживая за растениями. Свежие овощи, корнеплоды, фрукты, зелень — все доставлялось прямиком за кремлевские стены.
Дом с мезонином фон Беренса в стиле неогрек (фото из интернета)
Между прочим, переулок, который мы знаем как Большой Харитоньевский, в то время был основной улицей под названием Хомутовская. Здесь было шумно и людно, а еще жители приходили в Огородники в местный храм Святого Харитона Исповедника. Увы, в 1935 году религиозный объект был уничтожен.
С развитием сельского хозяйства и вынесением садов и полей подальше от центра города, с начала XVIII века Огородную Слободу начали активно заселять купцы, дворяне, духовные служащие, возводя красивые особняки, просторные доходные дома, богатые палаты и дома. Это интереснейший, но не программный к изучению район Москвы. Каждое первое здание здесь связано со значимыми не только для столицы, но и для всей нашей страны, именами.
ОСОБНЯК
Фото Ю.Звездкина
Особняк, украшенный двумя симметрично расположенными эркерами с изящным лепным декором, сочетает черты модерна и неоклассицизма. Был построен в 1885 году по заказу владельца текстильной фабрики Щербакова архитектором Петером-Йозефом Дриттенпрейсом, уроженцем Баварии. Известно, что заказчик выдвинул единственное условие: чтобы дом был весь голубой. Что архитектор и воплотил (так что нынешний цвет – не совсем правильный). Но Щербаков, по всей видимости, остался не слишком доволен результатом, потому что довольно быстро продал особняк одному из Грибовых – владельцев крупной мануфактуры бумажных, шелковых и суконных товаров. Алексей Назарович Грибов поселился здесь со своей женой, актрисой Ольгой Васильевной Грибовой. Той самой самоубийцей. Драма разыгралась именно в этом особнячке. Со временем газетам удалось докопаться до причины трех самоубийств. Мало того, они заподозрили, что вот-вот произойдет и четвертое – у ворот виллы Николая Рябушинского несколько дней толкались репортеры, ожидая очередной трагической сенсации. Впрочем, обо всем по порядку. Прежде всего – о Николае Лазаревиче Тарасове, третьем самоубийце, которого горько оплакивала артистическая Москва…
Николай Лазаревич Тарасов
Примечательные здания и сооружения
По нечётной стороне:
- № 1/3 — доходный дом С. Ф. и А. А. Плещеевых (1910, архитектор Б. М. Нилус)
- № 3 — доходный дом (архитектор А. Д. Чичагов)
- № 5 — особняк «крестьянина текстильного села Озеры Коломенского уезда Михаила Щербакова» (1885, архитектор П. А. Дриттенпрейс). С 1936 года — корпус кружков и студий технического творчества Московского городского дома пионеров, позднее Дворца пионеров имени Н. К. Крупской;
- № 9 — памятник архитектуры (региональный) деревянный Больничный корпус Мясницкого отделения Чернорабочей больницы (1875, архитектор А. А. Мейнгард).
По чётной стороне:
- № 2/5 — особняк Д. А. Беренса (1892, архитектор Н. И. Якунин). В 1919 — управление продовольственной армии Наркомпрода, ныне особняк занимает посольство Швейцарии
- № 4 — участок между особняками (№ 2/5 и № 6) занимал старинный усадебный парк, доходивший до Большого Харитоньевского переулка. В 1936 году, когда оба особняка отдали под размещение Городского дома пионеров и октябрят, парк полностью перепланировали по проекту архитектора А. В. Власова, занимавшегося в то время и реконструкцией ЦПКиО имени Горького. Со стороны переулка Стопани устроили главный вход с массивными фонарями в виде ростральных колонн, оформили главную аллею с площадью для пионерских линеек, возвели круглый амфитеатр с ареной и спортивный сектор с площадками для игр, по оси главного входа установили памятник И. В. Сталину (скульптор С. Д. Меркуров). Позднее растральные колонны снесли, а на месте скульптуры Сталина в 1970 году установили памятник Ленину-гимназисту (скульптор В. Е. Цигаль, архитектор П. И. Скокан). Летом 2008 года рухнувшее гнилое дерево свалило скульптуру с постамента и раскололо на три части. Памятник был отреставрирован и в августе 2009 года установлен на прежнее место. В глубине сквера — три деревянных домика (Гусятников переулок, 7).
- № 6 — особняк чаепромышленников Высоцких (1900, архитектор Р. И. Клейн), неоднократно надстраивался и расширялся с сохранением первоначального облика. В советское время — клуб телеграфистов, контора общества старых большевиков, в 1936—1962 — Московский городской дом пионеров и октябрят (так называемый «гордом на Стопани»), в доме неоднократно бывала Н. К. Крупская; после открытия нового комплекса зданий городского Дворца на Ленинских горах — районный Дворец пионеров и школьников имени Н. К. Крупской. Ныне Дворец творчества детей и молодежи ЦАО
- № 12 — «Дом старых большевиков и полярников», стиль — конструктивизм. Предположительно проект разработан в мастерской Мельникова[источник не указан 2107 дней]. Заселён в 1934 году. В разные годы в доме проживали и бывали в гостях известные дипломаты, деятели науки, искусства и советского государства. В том числе бывший полпред РСФСР в Тегеране Александр Голубь, мать Ф. Э. Дзержинского. К своему сыну Евгению заходили в гости режиссёр Юрий Завадский и актриса Вера Марецкая.
- № 14 — доходный дом Е. Ф. Фроловой (1913—1914, архитектор С. М. Гончаров). В доме жил сценарист М. Ю. Блейман.