Федеральный закон «о водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 n 416-фз ст 23 (ред. от 01.04.2020)

Требования к реализации водоснабжения

Закон №416 от 2011 года в статье 7 отражает общие правила, применяемые относительно функционирования всей системы. Основным среди них выступает реализация обязанностей профессионального типа органами, функционирующими в водопроводной системе, что происходит только в соответствии с положениями законодательства.

Установлена необходимость заключения соглашений с гражданами и организациями, которые пользуются системой снабжения воды. Если на практике производится поставка воды без регистрации специальных актов, то это выступает нарушением закона, потому что за использование ресурса граждане должны платить.

В таблице отражены пределы ответственности:

Санкция

Гражданин и ИП Должностное лицо

Организация

Штраф (в рублях)

1000 — 1500 2000-3000 20000-30000

На организации, поставляющие рассматриваемый ресурс, возлагается обязанность по ведению перечня абонентов. Данное действие направлено на то, чтобы своевременно взимать плату и проводить мероприятия контрольной направленности.

Требования к абонентам

В 2020 году граждане, которые используют систему водоснабжения, несут определенный перечень обязательств.

Обязанности заключаются в следующем:

  1. своевременное внесение оплаты за использование рассматриваемого ресурса;
  2. оплата установки оборудования для потребления воды;
  3. обеспечение доступа сотрудников ресурсоснабжающих организаций в помещение для проведения проверочных мероприятий системы.

Если обязанности не исполняются в надлежащем виде, к гражданину может применяться ответственность. К примеру, когда не вносится оплата в установленные сроки, используется штрафная санкция. Расчет пени меняется в зависимости от того, в течение какого периода существовал долг.

Обеспечение качества воды

Положения главы 4 Федерального закона №416 от 2011 года указывают на параметры, используемые для обеспечения качества снабжения и потребления ресурса. Они заключаются в том, что управляющие организации несут обязанность по поставке продуктов, которые строго соответствуют установленным стандартам.

В качестве источников воды могут использоваться только те скважины, которые являются согласованными. В ресурсе не должно прослеживаться примесей свыше нормативов. Обязанность по обеспечению контролирующей функции за производством и снабжением ресурса, возложена на органы государственной и муниципальной власти.

Повышенные требования установлены для горячего водоснабжения. Они заключаются в том, что должна поддерживаться определенная температура. Если данный показатель выходит за установленные рамки, к организации, поставляющей ресурс применяется ответственность.

Обзор документа

Уточнен порядок признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях.

Как и прежде, применяются основания, установленные статьей 51 ЖК РФ для случаев предоставления жилья по договорам соцнайма. При этом теперь речь идет в том числе о военнослужащих, которые обеспечены в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жильем либо денежными средствами на его приобретение или строительство до поступления на военную службу по контракту либо после его заключения.

Кроме того, при признании военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях должны учитываться нормы ЖК РФ о последствиях намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, а также совершенные сделки, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Описание закона

Федеральный закон №416 от 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» отражает понятия, применяемые в рассматриваемой сфере. Данный акт определяет водоснабжение как производство работ, направленных на подготовку и транспортировку, подачу ресурса. Указанные правила касаются как питьевой, так и технической воды. Положения закона применимы на территории всей страны.

Действующая редакция устанавливает, что пользоваться ресурсами могут не только граждане Российской Федерации, но и иностранцы, лица без гражданской принадлежности. Перечисленные категории в автоматическом порядке получают статус абонента, если потребляют воду.

Абонентами выступают лица, которые оформили соглашение о поставке ресурса. Ст.2 рассматриваемого акта отражает понятие водоотведения. Его следует понимать как процесс обработки жидкости, которая обеспечивает оптимальное качество воды питьевого и технического типа. Данная процедура имеет определенные сложности, связанные с тем, что снабжение и отведение воды реализуется на водопроводных сетях.

Последние изменения в этот акт внесены 25.12.2018 года.

Цели и принципы закона

Закон № 416 от 07.12.2011 года отражает перечень целей, которые достигаются при использовании данного акта.

К ним относятся:

  • работа, связанная с повышением энергетической эффективности, присущей для водопроводной сети;
  • организация охраны здоровья и жизни граждан посредством снабжения водой с высоким качеством (данная цель касается, как горячего, так и холодного водоснабжения);
  • поддержка принципа доступности получения ресурсов;
  • проведение своевременного осмотра и производство ремонта центрального водоснабжения.

Кроме того, можно выделить несколько принципов, на которых основывается система водоснабжения и водоотведения. К ним относится установление приоритетности по обеспечению граждан водными ресурсами, обеспечение единства в техническом плане, достижение и соблюдение баланса экономических интересов. Помимо этого, к принципам относится открытость деятельности компаний, осуществляющих мероприятия в сфере водоснабжения.

Какая роль отведена исполнительной власти в плане водоснабжения

Органы исполнительной власти несут обязанность по обеспечению на территории всей страны достойного уровня проживания граждан. Глава 2 Закона «О водоснабжении и водоотведении» отражает основные полномочия исполнительных органов в данной сфере.

К числу функций Правительства страны отнесены:

  • утверждение правил, в соответствии с которыми организуется деятельность предприятий и сетей в сфере водоснабжения;
  • установление правил для коммерческого учета ресурсов, поставляемых населению;
  • реализация качественной деятельности по контролю и даче оценки в области использования водных ресурсов;
  • установление правил регулирования тарифов, применяемых при начислении оплаты;
  • расчет норм для определения доходности капитала;
  • утверждение стандартов, которым должно соответствовать водоотведение и водоснабжение.

В рассматриваемой сфере более широкими полномочиями наделено Правительство. Для органов исполнительной власти регионов определены более простые обязательства, которые связаны с особенностью конкретного субъекта.

Сброс сточных вод

Основные поправки в закон касаются введения чётких нормативов состава сточных вод. Документ поясняет, что цель надзора — защитить водоёмы от загрязнения. Регулирование прежде всего направлено на деятельность организаций-абонентов предприятий, осуществляющих водоотведение.

Контроль будет производиться путём анализа уровня загрязнения сточных вод вредными веществами. Критерий оценки — концентрация неприемлемых химических соединений в их составе (п. 13.1 ст. 2 №416 ФЗ с изм. №225 ФЗ).

В закон введена новая глава — 5.1 «Регулирование сброса сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации)».

Под новые нормативы подпадают все объекты, кроме:

  • частных жилых домов;
  • многоквартирных жилых зданий (за исключением нежилых помещений в их составе, которые имеют отдельные канализационные выпуски в ЦСВ).

За разработку и введение нормативов отвечают подразделения органов местного самоуправления, ответственные за организацию водоснабжения и водоотведения (п. 2 ст. 30.1 №416 ФЗ).

Статья 20. Организация коммерческого учета

1. Коммерческому учету подлежит количество:

1) воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения;

2) воды, транспортируемой организацией, осуществляющей эксплуатацию водопроводных сетей, по договору по транспортировке воды;

3) воды, в отношении которой проведены мероприятия водоподготовки по договору по водоподготовке воды;

4) сточных вод, принятых от абонентов по договорам водоотведения;

5) сточных вод, транспортируемых организацией, осуществляющей транспортировку сточных вод, по договору по транспортировке сточных вод;

6) сточных вод, в отношении которых произведена очистка в соответствии с договором по очистке сточных вод.

2. Коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации.

3. Коммерческий учет тепловой энергии, которая отпущена (получена) за определенный период абонентам в составе горячей воды по договорам горячего водоснабжения, производится в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении».

4. Коммерческий учет осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод или в случаях, предусмотренных настоящей статьей, расчетным способом.

5. Приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

6. Подключение (технологическое присоединение) абонентов к централизованной системе горячего водоснабжения, централизованной системе холодного водоснабжения без оборудования узла учета приборами учета воды не допускается.

7. Абоненты и организации, эксплуатирующие канализационные сети, обязаны оборудовать принадлежащие им канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения приборами учета сточных вод в случаях, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

8. Установка, замена, эксплуатация, поверка приборов учета воды, сточных вод осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Абоненты, организации, эксплуатирующие водопроводные, канализационные сети, обязаны обеспечить доступ представителям организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с которой заключены указанные в части 1 настоящей статьи договоры, или по ее указанию представителям иной организации к узлам учета и приборам учета, в том числе для опломбирования приборов учета, снятия показаний приборов учета.

10. Осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается в следующих случаях:

1) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

2) в случае неисправности прибора учета;

3) при нарушении в течение более шести месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющихся собственностью абонента, организации, которые эксплуатируют водопроводные, канализационные сети, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом такой организации о временном прекращении потребления воды.

11. В случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения.

Тарифы по закону

Федеральный закон №480 от 2018 года «О внесении изменений…» внес коррективы в рассматриваемый акт. В частности, нововведения коснулись тарифов, при использовании которых определяется величина оплаты за использование водоснабжения и водоотведения.

Средства взимаются за:

  • подключение системы водоснабжения к централизованным станциям;
  • поставку воды;
  • подвоз ресурса
  • транспортировку;
  • распределение;
  • отведение.

Калькулятор расчета в Федеральном законе №416 от 2011 года не представлен. Тарифы подлежат регулированию со стороны законодательных органов. Применяются отдельные значения для оплаты холодного и горячего водоснабжения, технической воды.

В данной сфере действует специально уполномоченный орган исполнительной власти, который контролирует применяемые тарифы. Сотрудники ведомства занимаются проверкой соответствия установленных цен на использование воды и решают вопросы о сокращении или повышении действующих тарифов.

Таким образом, процесс снабжения населения водными ресурсами урегулирован на уровне законодательства. Основным законом в данном направлении является Федеральный закон №416 от 2011 года.

Статья 8. Обеспечение эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения

1. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

2. Физическое лицо, являющееся собственником централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязано заключить договор с организацией, на основании которого организация будет осуществлять эксплуатацию указанных систем.

3. Организация, заключившая договор аренды сроком более чем на один год или концессионное соглашение, объектами которых являются централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, обязана в течение трех месяцев со дня заключения указанных договора или соглашения получить лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с осуществлением горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

4. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

5. В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

6. Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

7. В случае, если снижение качества воды происходит на бесхозяйных объектах централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, организация, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и эксплуатирует такие бесхозяйные объекты, обязана не позднее чем через два года со дня передачи в эксплуатацию этих объектов обеспечить водоснабжение с использованием таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливающим требования к качеству горячей воды, питьевой воды, если меньший срок не установлен утвержденными в соответствии с настоящим Федеральным законом планами мероприятий по приведению качества горячей воды, питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. На указанный срок допускается несоответствие качества подаваемой горячей воды, питьевой воды установленным требованиям, за исключением показателей качества горячей воды, питьевой воды, характеризующих ее безопасность.

План по уменьшению вредных сбросов

Нарушение введённых нормативов требует разработки плана по снижению сбросов (п. 4 ст. 30.1 №416 ФЗ). План необходимо разрабатывать в следующих случаях:

  1. Превышение допущено больше трёх раз. При этом все они должны произойти в течение одного календарного года.
  2. Нарушение произошло однократно, но норма превышена в три и более раз.
  • на его составление выделяется 90 календарных дней. Они отсчитываются с даты получения предприятием сообщения о зафиксированном нарушении. Направляет документ организация, осуществляющая водоотведение;
  • план требует согласования органом экологического надзора, а также с организацией, осуществляющей водоотведение;
  • он должен включать одно из предусмотренных законом мероприятий (п. 6 ст. 30.1 №416 ФЗ):

    • строительство новых или модернизация существующих очистных конструкций и очистка сточных вод с их использованием. Допускается применение сооружений, принадлежащих третьим лицам;
    • строительство системы оборотного водоснабжения;
    • внедрение производительных технологий, которые обеспечат снижение концентрации загрязняющих соединений в сточных водах.

Изменения в обоснованиях внесения проверки в ежегодный план текущего контроля предприятий

Поправками расширен перечень причин для проведения текущей проверки и её включение в ежегодный план таких мероприятий.

Ранее подобные действия можно было проводить, если прошёл год с момента:

  • госрегистрации организации, предоставляющей горячее и холодное водоснабжение населению;
  • проведения предыдущей проверки организации, обеспечивающей горячее и холодное водоснабжение (п. 4 ч. 4 ст. 35 №416 ФЗ в ред. от 29.07.2018 №272-ФЗ).

Теперь это положение дополнено ещё одним пунктом:

включение контрольного визита в ежегодный план надзорных мероприятий допустимо через один год с момента окончания проведения последней проверки органа регулирования тарифов (пп. 3 п. 4 ч. 4 ст. 35 №416 ФЗ в ред. от 25.12.2018 №480-ФЗ).

Правило действует при осуществлении федерального государственного контроля.

План по уменьшению вредных сбросов

Нарушение введённых нормативов требует разработки плана по снижению сбросов (п. 4 ст. 30.1 №416 ФЗ). План необходимо разрабатывать в следующих случаях:

  1. Превышение допущено больше трёх раз. При этом все они должны произойти в течение одного календарного года.
  2. Нарушение произошло однократно, но норма превышена в три и более раз.

Требования к плану:

  • на его составление выделяется 90 календарных дней. Они отсчитываются с даты получения предприятием сообщения о зафиксированном нарушении. Направляет документ организация, осуществляющая водоотведение;
  • план требует согласования органом экологического надзора, а также с организацией, осуществляющей водоотведение;
  • он должен включать одно из предусмотренных законом мероприятий (п. 6 ст. 30.1 №416 ФЗ):

    • строительство новых или модернизация существующих очистных конструкций и очистка сточных вод с их использованием. Допускается применение сооружений, принадлежащих третьим лицам;
    • строительство системы оборотного водоснабжения;
    • внедрение производительных технологий, которые обеспечат снижение концентрации загрязняющих соединений в сточных водах.

Правила осуществления контроля за составом сточных вод

Состав и свойства стоков контролируются организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченным ею предприятием.

Несоблюдение правил работы со сточными водами может грозить организации проверкой надзорных органов. Проводить её уполномочен орган региональной власти, осуществляющий государственный экологический надзор.

Проверка организуется в следующих случаях (п. 4 ст. 30.3 №416 ФЗ):

  • если после выявленных нарушений план не разработан в течение 90 календарных дней;
  • если разработанный организацией план не исполняется ею должным образом;
  • если организация не допускает представителей органов контроля (в том числе предприятие, осуществляющее водоотведение) к месту забора вод более двух раз в течение одного года.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 416-ФЗ “О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (не вступил в силу)

3 декабря 2019

Принят Государственной Думой 21 ноября 2019 года

Одобрен Советом Федерации 25 ноября 2019 года

Внести в пункт 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст. 2331; 2002, N 19, ст. 1794; 2003, N 46, ст. 4437; 2004, N 30, ст. 3089; N 35, ст. 3607; 2006, N 19, ст. 2062, 2067; N 29, ст. 3122; 2007, N 50, ст. 6237; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5723; 2010, N 50, ст. 6600; 2011, N 51, ст. 7448; 2012, N 26, ст. 3443; 2013, N 27, ст. 3477; N 43, ст. 5447; N 44, ст. 5636, 5637; N 52, ст. 6970; 2014, N 23, ст. 2930; N 48, ст. 6641; 2019, N 42, ст. 5804) следующие изменения:

1) абзац тринадцатый изложить в следующей редакции:

«Военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.»;

2) дополнить новым абзацем четырнадцатым следующего содержания:

«При признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения статьи 53 и части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.»;

3) абзацы четырнадцатый — восемнадцатый считать соответственно абзацами пятнадцатым — девятнадцатым.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

2 декабря 2019 года

№ 416-ФЗ

Сброс сточных вод

Основные поправки в закон касаются введения чётких нормативов состава сточных вод. Документ поясняет, что цель надзора – защитить водоёмы от загрязнения. Регулирование прежде всего направлено на деятельность организаций-абонентов предприятий, осуществляющих водоотведение.

В закон введена новая глава – 5.1 «Регулирование сброса сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации)».

Под новые нормативы подпадают все объекты, кроме:

  • частных жилых домов;
  • многоквартирных жилых зданий (за исключением нежилых помещений в их составе, которые имеют отдельные канализационные выпуски в ЦСВ).

За разработку и введение нормативов отвечают подразделения органов местного самоуправления, ответственные за организацию водоснабжения и водоотведения (п. 2 ст. 30.1 №416 ФЗ).

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector