Детальный обзор новых правил, обязательных при заключении договоров о предоставлении коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями (рсо)

Обзор документа

Оспаривались нормы, касающиеся расчета коммунальных ресурсов на случай, когда многоквартирный дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета.

В этой ситуации объем таких ресурсов рассчитывается по определенной формуле.

По мнению заявителя, этот порядок расчета позволяет не учитывать электроэнергию, переданную на общедомовые нужды, и ее потери во внутридомовых сетях.

ВС РФ счел положения законными и разъяснил следующее.

Оспариваемая формула предусматривает, что величина ресурса, поставленного в дом, не оборудованный коллективным прибором учета, определяется как сумма объемов ресурса, устанавливаемых по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) счетчиков.

По нормативам потребления данная величина определяется в доме, не оборудованном коллективным счетчиком, только если нет индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета.

По общему правилу, закрепленному законодательством, размер платы за коммунальные услуги устанавливается, прежде всего, исходя из того фактического объема потребления, который определяется по показаниям индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета.

Размер платы допускается определять по нормативам потребления, только если нет подобных приборов учета.

Нормативные технологические потери коммунальных ресурсов, а также коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества, учитываются только при определении нормативов потребления коммунальных услуг.

ЖК РФ не содержит положений, предусматривающих, что расходы на оплату коммунальных ресурсов (электрическую и тепловую энергию, холодную и горячую воду, газ) включаются в цену работ и услуг по содержанию подобного общего имущества.

Таким образом, нет оснований, чтобы как-либо скорректировать показатели оспариваемой формулы на случай, когда в доме есть индивидуальные, квартирные приборы учета, но нет коллективного (общедомового).

Подобное регулирование защищает интересы граждан-потребителей как экономически более слабой стороны в правоотношениях.

Однако это не лишает ресурсоснабжающие организации права оснастить дома коллективными приборами учета.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Формула определения объема потребляемого ресурса по договору МКД с РСО, не оборудованного общедомовыми устройствами учета

Договор ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества требует ежемесячной платы. Для подписания соглашения потребуется представить бумагу, с которой ознакомились все жильцы, о чем свидетельствуют визирование. Подписание контракта – это согласия на условии УО и переход на их обеспечение.

Будущие расчеты производятся по формуле:

Vд = Vодпу – Vпотр, где:

  • Vодпу – объем поступающего ресурса, который фиксируют сведения счетчиков за конкретное время;
  • Vпотр – израсходованное количество, подлежащее оплате.

Схема оплаты за КУ при прямых и не прямых договорах с РСО

В итоге при вычислении получается разница между общедомовым потреблением и сумами, которые финансово обеспечиваются владельцами и пользователями квартир. Согласно ПП №21.1, если при вычислении показатели уходят в минус, то их обнуляют.

Разъяснения Минстроя

Ранее Минстрой России письмом от 02.09.2016 № 28483-АЧ/04 разъяснил, что новая редакция пункта 21 Правил 124 не изменяет действующий ранее порядок определения объемов коммунальных ресурсов, поставляемых по договору ресурсоснабжения в целях предоставления в многоквартирном доме, жилом доме коммунальной услуги по отоплению (абзац 4 раздела 2 Письма Минстроя России от 02.09.2016 № 28483-АЧ/04).

При этом Минстрой указал, что пунктом 25.1 Правил 124 установлен новый порядок оплаты исполнителем коммунальной услуги тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, в жилой дом в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, в случае, если в течение расчетных периодов, за которые тепловая энергия подлежит оплате исполнителем, по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в многоквартирном доме действовал способ оплаты тепловой энергии равномерно в течение года (абзац 12 раздела 2 Письма Минстроя России от 02.09.2016 № 28483-АЧ/04).

Кроме того, в абзаце 16 раздела 2 Письма Минстроя России от 02.09.2016 № 28483-АЧ/04 разъяснено, что «в результате применения установленного в пункте 25.1 Правил № 124 порядка оплаты тепловой энергии у теплоснабжающей организации, осуществляющей подлежащую государственному регулированию деятельность по теплоснабжению, могут возникнуть недополученные в отдельных расчетных периодах доходы, которые могут привести к возникновению у такой организации экономически-обоснованных расходов, связанных с обеспечением осуществления регулируемой деятельности. В целях правового урегулирования соответствующих последствий пунктом 5 Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. № 603, внесены изменения в пункт 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075, в соответствии с новой редакцией которого если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования, а также с применением способа оплаты тепловой энергии равномерно в течение года, понесла экономически-обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемого тарифа, такие расходы, включая, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальные услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования тарифов в установленном указанными Основами ценообразования порядке».

Таким образом, органы тарифного регулирования учитывают недополученные РСО в отдельных расчетных периодах доходы и экономически-обоснованные расходы, связанные с применением способа оплаты тепловой энергии равномерно в течение года. Следовательно, предъявление со стороны РСО к оплате ИКУ фактически потребленного объема теплоэнергии приводит к неосновательному обогащению на стороне РСО, поскольку тариф на теплоэнергию учитывает недополученные доходы и расходы, связанные с применением способа оплаты тепловой энергии равномерно в течение года, при этом РСО, предъявляя к оплате ИКУ фактически потребленный объем коммунального ресурса, не несет никаких дополнительных расходов и не имеет недополученных доходов.

Ссылки РСО на отсутствие в тарифе на теплоэнергию составляющей, компенсирующей недополученные доходы и дополнительные расходы, как обоснование предъявления к оплате ИКУ теплоэнергии в фактически потребленном объеме, несостоятельны. Отказ органов регулирования тарифов от учета дополнительных расходов и недополученных доходов может быть вызван либо нарушениями органов регулирования, либо отсутствием экономического обоснования, представленного РСО. Независимо от указанных обстоятельств использование при определении размера оплаты за расчетный период (месяц), подлежащей внесению ИКУ в пользу РСО, фактически потребленного объема теплоэнергии действующим законодательством РФ не предусмотрено.

Практика применения новых Правил №124 в 2020 году в ЖКХ

Несмотря на то, что правила были утверждены не так давно, многие МКД активно заключают договора с управленческими компаниями.

Рассмотрим пример из практики: УК подала заявку и подписала прямой договор по обслуживанию дома. Анализ контракта не занял много времени и члены правления МКД быстро приняли решение. Сложнее было организовать переход к публичной оферте и прекратить обязательства с предыдущим поставщиком.

В будущем аналитики уверены, что будет немало проблем, пока система не станет отлаженной. Основная неразбериха может возникнуть из-за двойных квитанций. Граждане должны обезопасить себя и внимательно изучать платежное поручение, прежде чем перечислять оплату его.

Посмотрите видео: «Прямые договора и прямые расчёты между РСО и потребителем.»

Нововведения по-разному комментируются в государственных структурах. Некоторые уверены, что правила внесли смуту в отлаженный процесс снабжения и расчетов. С другой стороны, теперь каждый МКД будет прикреплен к конкретной управленческой компании, что значительно упростит систему расчета и сократит компьютерные ошибки в начислении счетов к оплате. Перед подписанием соглашения стоит убедиться в том, что ТСЖ или УК обладают достаточными ресурсами для полноценного обеспечения граждан светом, водой и газом.

Обзор документа

Предприятие потребовало взыскать с компании, управляющей многоквартирным домом, долг за питьевую воду и услуги водоотведения.

В отсутствие договора предприятие применило расчет, используя при определении объема питьевой воды и сброшенных стоков показания общедомовых приборов учета, а при их отсутствии — утвержденные нормативы.

Суды трех инстанций сочли такой подход верным.

Президиум ВАС РФ отправил дело на новое рассмотрение и пояснил следующее.

С 07.03.2012 действуют Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами.

До этого объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определялся по определенной формуле.

Так, учитывался объем (количество) ресурса, определенный по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета.

Также принимался во внимание объем ресурса, исчисленный в помещениях, не оборудованных счетчиками, исходя из норматива потребления коммунальной услуги. Кроме того, в расчет включалось потребление ресурса на общедомовые нужды

Кроме того, в расчет включалось потребление ресурса на общедомовые нужды.

Между тем Правила предусматривают, что они применяются к отношениям, вытекающим из соответствующих договоров, заключенных до их вступления в силу (управляющими организациями, ТСЖ и т. п. с ресурсоснабжающими организациями). Они действуют в части прав и обязанностей, которые возникают позже.

С учетом этого в данном деле нужно было применять эти Правила.

Однако предприятие, вопреки Правилам, не приняло во внимание показания индивидуальных приборов учета и исчислило общий объем по нормативам. Предприятие, помимо прочего, сослалось на то, что нет доказательств приемки индивидуальных приборов учета

Предприятие, помимо прочего, сослалось на то, что нет доказательств приемки индивидуальных приборов учета.

В то же время перечень документов, которые исполнитель коммунальных услуг обязан представить ресурсоснабжающей организации, определен указанными Правилами. В них нет подобного акта ввода в эксплуатацию.

Таким образом, ресурсоснабжающая организация не вправе требовать от исполнителя услуг документы, подтверждающие приемку индивидуальных приборов учета в эксплуатацию.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Обязанность УК заключить договор с ресурсоснабжающей компанией

Правила 2020 года, обязательные к исполнению

Основная позиция – это соотношение взаимодействий между исполнителем и потребителем, а также соблюдение правил. Примеров некорректного сотрудничества много. ТСЖ, УК или другие формы управления не вправе отказаться от заключения соглашения.

Существенные условия

Несмотря на то, что большинство УК – это коммерческие предприятия, им не позволено заключать контракты в одностороннем порядке. Организация вправе лишь предлагать свои услуги и оформлять заявки.

Образец договора УК с РСО

Федеральный закон предусматривает подписания публичного или коммерческого контракта как с юридическим лицом, так и с физическим, если в его роли выступает индивидуальный предприниматель.

Образец договора с РСО по предоставлению услуг ГВС можно скачать здесь.

Образец договора с РСО по предоставлению услуг отопления доступен для скачивания здесь.

Все пункты обязательны к заполнению.

Информационная система ГИС специально разработана в помощь гражданам, где они могут:

  • жаловаться;
  • добавлять комментарии;
  • обсуждать минусы и плюсы того или иного предприятия;
  • проводить сравнительный анализ УК.

Заключение соглашения напрямую возможно только в том случае, если УК подписывает контракт с владельцем частной собственности. Когда объект нежилой, т. е. выступает, как коммерческое помещение, то прямое взаимодействие также допустимо.

Когда применяется пункт 25.1 Правил 124?

Пункт 25.1 Правил 124 подлежит применению в случае, предусмотренном указанным пунктом, а именно: «в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года».

Указанное положение регулирует отношения между ИКУ и РСО исключительно в части определения объема подлежащей оплате от ИКУ в пользу РСО тепловой энергии, предоставленной с целью предоставления потребителям коммунальной услуги по отоплению, и исключительно в случае принятия органом госвласти субъекта РФ решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года. Других случаев применения пункта 25.1 Правил 124 не предусмотрено.

Пункт 25.1 Правил 124 утверждает порядок определения подлежащего оплате объема теплоэнергии, поставленного с целью предоставления коммунальной услуги по отоплению собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) и помещений многоквартирных домов (далее — МКД) — как оборудованных общедомовыми (для жилых домов — индивидуальными) приборами учета теплоэнергии, так и не оборудованных указанными приборами.

Необходимо отметить, что Правила 124 утверждены Правительством РФ во исполнение статьи 157 ЖК РФ. При этом ЖК РФ в силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ и части 8 статьи 5 ЖК РФ имеет приоритет перед нормами иных отраслей законодательства РФ. Следовательно, нормы Правил 124 имеют приоритет над нормами гражданского законодательства РФ — в том числе над статьями 539, 544 ГК РФ и положениями федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ.

Пункт 25.1 Правил 124 не подлежит применению при определении объемов подлежащих оплате иных коммунальных ресурсов, кроме теплоэнергии в целях предоставления услуги по отоплению, а также не подлежит применению в случае оплаты отопления в течение отопительного периода.

О ПРАВИЛАХ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРОВ СНАБЖЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.07.2013 N 614, от 25.02.2014 N 136, , от 29.06.2016 N 603, от 26.12.2016 N 1498, , от 22.05.2019 N 637)

     В соответствии со Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:     1. Утвердить прилагаемые Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.     2. Установить, что:     подпункты «в», «г» и «е» пункта 21 Правил, утвержденных настоящим постановлением, вступают в силу с даты вступления в силу предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354;     Правила, утвержденные настоящим постановлением, применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.     3. Пункт утратил силу.    (в ред. Постановления Правительства РФ )    4. Министерству регионального развития Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой в 6-месячный срок утвердить примерные договоры энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома коммунальных услуг соответствующего вида.  

Председатель ПравительстваРоссийской ФедерацииВ.ПУТИН

Утвержденыпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 14 февраля 2012 г. N 124

Обзор документа

Скорректированы некоторые акты Правительства РФ, регулирующие деятельность в сфере ЖКХ.

Так, в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме расширен перечень технической документации на многоквартирный дом. В частности, в него включены документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества, акты проверок и паспорта готовности к отопительному периоду.

Кроме того, дополнен перечень документов, связанных с управлением многоквартирным домом. В него включили списки собственников и нанимателей помещений, договоры об использовании общего имущества, оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников и др.

Поправками к Правилам предоставления коммунальных услуг регионам предоставлено право увеличивать продолжительность отопительного сезона с учетом климатических особенностей.

Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами дополнены новым разделом. Он устанавливает порядок прекращения данной деятельности. Это может быть связано с исключением сведений о доме из реестра лицензий региона, прекращением действия лицензии или ее аннулированием.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Обзор документа

Даны разъяснения по вопросу предоставления ресурсоснабжающими организациями (РСО) коммунальных услуг собственникам (пользователям) помещений в многоквартирных домах, которыми управляют УК, ТСЖ либо жилищный кооператив, иной специализированный потребкооператив.

Так, отмечено, что РСО оказывают услуги, если договоры ресурсоснабжения между управляющими организациями (товариществами, кооперативами) и такими РСО не заключены или расторгнуты.

При этом предоставление услуг в период до даты начала поставки коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения с управляющей организацией (товариществом, кооперативом) осуществляется РСО на основании договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, отопления, газоснабжения с собственниками (пользователями) жилых помещений, заключенных в т. ч. путем совершения потребителями конклюдентных действий.

Разъяснены особенности внесения платы.

Также отмечено, что действующее законодательство допускает отсутствие заключенного между управляющей организацией и РСО договора ресурсоснабжения. Непредоставление управляющими организациями коммунальных услуг либо их оказание ненадлежащего качества собственникам (пользователям) помещений в многоквартирных домах может рассматриваться в качестве нарушения управляющими организациями установленных лицензионных требований только в случае, когда между управляющей организацией и РСО заключен договор ресурсоснабжения.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Соотнесение пунктов 21 и 25.1 Правил 124

В случае оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение года, определение объема фактически потребленной теплоэнергии с целью предоставления коммунальной услуги по отоплению осуществляется в соответствии с пунктом 21 Правил 124. При этом объем теплоэнергии, подлежащий оплате от ИКУ в пользу РСО, определяется в соответствии с пунктом 25.1 Правил 124.

Таким образом, пункт 21 регулирует порядок расчета фактически потребленного объема коммунального ресурса, а пункт 25.1 регулирует порядок расчета подлежащего оплате объема коммунального ресурса в случае, если в субъекте РФ выбран способ оплаты отопления равномерно в течение календарного года.

Пункт 25.1 Правил 124 является специальной нормой по отношению к пункту 21 Правил 124, и в случае выполнения условий, указанных в пункте 25.1, применению с целью определения размера обязательства ИКУ перед РСО за конкретный расчетный период (месяц) подлежит именно пункт 25.1 Правил 124.

Ретроактивность пункта 25.1 Правил 124

Части 2, 3 статьи 6 ЖК РФ устанавливают:
«2. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.3. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие».

Абзац 2 пункта 2 ПП РФ от 14.02.2012 № 124 устанавливает:
«Правила, утвержденные настоящим постановлением, применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил».

Исходя из приведенных положений Правилам 124 придана обратная сила, то есть нормы Правил 124 распространяют свое действие на отношения, вытекающие из договоров, заключенных до вступления этих норм в силу, в части прав и обязанностей, возникающих после вступления указанных норм в силу.

Приведенное утверждение справедливо, в том числе, и для пункта 25.1 Правил 124. Пункт 25.1 Правил 124 введен в действие 30.06.2016, подлежит применению к отношениям, возникшим, в том числе, и ранее 30.06.2016, но только в части тех прав и обязанностей, которые возникли из указанных отношений после 30.06.2016.

Неприменимость пункта 25.1 Правил 124 к отношениям, возникшим до введения указанной нормы в действие, привела бы к различным условиям деятельности для РСО и ИКУ в зависимости от даты заключения договоров ресурсоснабжения, а создание таких различных условий недопустимо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector