Постановление правительства рф от 03.04.2020 n 442
Содержание:
- ● Верховный Суд оставил в силе штраф 600 тыс. руб. для ПАО «МОЭСК» за нарушение правил технологического присоединения (определение ВС РФ от 02.07.2019 № 305-ЭС19-9493).
- Обзор документа
- ● Правомерность постановления Ивановского УФАС России о нарушении ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ подтверждена арбитражным судом.
- ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Планируемые изменения
● Верховный Суд оставил в силе штраф 600 тыс. руб. для ПАО «МОЭСК» за нарушение правил технологического присоединения (определение ВС РФ от 02.07.2019 № 305-ЭС19-9493).
Сетевая организация ПАО «МОЭСК» обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Московского УФАС о привлечении к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в части назначения наказания в виде 600 тыс. руб. штрафа.
Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда и постановлением арбитражного суда округа, в удовлетворении заявленного требования обществу отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами по делу, ПАО «МОЭСК» обратилось в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой просило отменить принятые по делу судебные акты, считая их незаконными и существенно нарушающими права и охраняемые законом интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Верховный Суд отказал ПАО «МОЭСК» в удовлетворении кассационной жалобы, о чем вынес определение от 02.07.2019 № 305-ЭС19-9493.
Как усматривается из судебных актов, ПАО «МОЭСК» привлечено к административной ответственности за нарушение Правил технологического присоединения № 861, что выразилось во включении в технические условия сведений и информации о расположении точки присоединения за пределами границ участка абонента, а также по возложению на него обязательств, не предусмотренных указанными правилами.
Ответственность за вышеуказанное правонарушение предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ. При этом ранее ПАО «МОЭСК» привлекалось к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, за совершение однородного правонарушения. Частью 2 ст. 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Ввиду повторности совершенного правонарушения, ПАО «МОЭСК» правомерно привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ. При этом штраф назначен заявителю в минимальном размере санкции нормы ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ (600 тыс. руб.).
Обзор документа
В мае 2012 г. отдельным правительственным актом были регламентированы правовые основы функционирования розничных рынков электроэнергии.
Так, были утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии, а также Правила полного и (или) частичного ограничения режима ее потребления.
Оспаривалась норма об обратной силе данного акта.
Он применяется при расчете обязательств по продаже и покупке электроэнергии (мощности) на оптовом и розничных рынках начиная с апреля 2012 г.
Как указал заявитель, по ГК РФ обратная сила может придаваться регулированию отношений только в случаях, когда это прямо указано в законе (а не в подзаконном акте).
ВАС РФ счел норму законной и разъяснил следующее.
Отношения по расчету названных обязательств являются гражданско-правовыми, т. е. на них действительно распространяются критерии, предусмотренные ГК РФ.
Следовательно, для применения данного акта к отношениям, возникшим до введения его в действие, необходимо прямое указание федерального закона на то, что нормам придается обратная сила.
Такое указание имеется в Законе об особенностях функционирования электроэнергетики.
Он предусматривает, что утверждаемые Правительством РФ основные положения функционирования розничных и оптового рынков и иные документы, регулирующие подобные вопросы, обязательны для сторон публичного договора.
Они обязательны со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
Таким образом, Правительство РФ уполномочено самостоятельно определять срок введения в действие тех обязательных правовых актов в сфере функционирования оптового и розничных рынков электроэнергии, которые распространяются на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Это и есть указание в законе, необходимое для того, чтобы распространить акт гражданского законодательства на отношения, возникшие до введения его в действие.
Причем ссылка на то, что на момент издания акта, норма которого оспаривается, этот закон уже утратил силу, несостоятельна.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
● Правомерность постановления Ивановского УФАС России о нарушении ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ подтверждена арбитражным судом.
27-09-2019
Вторым арбитражным апелляционным судом рассмотрена жалоба ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» об отмене решения Арбитражного суда Ивановской области, отказавшем в удовлетворении требований Ивэнерго о признании незаконным и отмене постановления Ивановского УФАС России по делу об административном правонарушении.
Рассмотрение дела по апелляционной жалобе сетевой организации состоялось 25.09.2019, в ходе которого ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» отказалось от заявленных в апелляционной жалобе требований. Данный отказ принят арбитражным судом, производство по апелляционной жалобе прекращено.
Таким образом, с момента вступления решения Арбитражного суда Ивановской области в законную силу ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» надлежит исполнить постановление Ивановского УФАС России, заплатив административный штраф в размере 100 тыс. руб.
Напомним, административное дело возбуждено по заявлению индивидуального предпринимателя (далее – ИП), которым выражено несогласие с отдельными условиями и размером платы по договору технологического присоединения.
При рассмотрении материалов заявления Ивановским УФАС России установлено, что ряд положений технических условий не соответствует требованиям действующего законодательства, а именно, в части требований: об установке прибора учета на границе балансовой принадлежности при наличии организованной системы учета электрической энергии потребителя; соблюдении соотношения активной и реактивной мощности в рамках технологического присоединения; предоставления проектной документации на электроснабжение объекта Заявителя сетевой организации в целях его предварительного согласования, а также включение в состав платы за технологическое присоединение затрат на реконструкцию и расширение существующих объектов электросетевого хозяйства.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Ивэнерго» в добровольном порядке изменены указанные положения технических условий, за исключением платы по договору.
Для реализации мероприятий технологического присоединения при увеличении мощности энергопринимающих устройств ИП, сетевая организация предусмотрела подключение данных энергопринимающих устройств от иного объекта, для чего в перечне мероприятий предусмотрела строительство воздушных сетей. Стоимость строительства рассчитана на основании стандартизированных ставок подключения и включена в состав платы за присоединение.
В рассматриваемом случае Ивановское УФАС России, с учетом разъяснений ФАС России от 29.01.2019 № ВК/5694/19, пришло к выводу, что если Заявитель подает заявку на увеличение мощности энергопринимающих устройств, которые ранее в надлежащем порядке технологически присоединены, то изменение схемы внешнего электроснабжения надлежит рассматривать как развитие существующей сети, которое не допускается включать в состав платы за технологическое присоединение.
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. В Правилах формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 41, ст. 5536; 2015, N 5, ст. 838; N 26, ст. 3897; 2016, N 10, ст. 1406, 1419):
а) пункт 12 дополнить абзацем следующего содержания:
«В случае принятия в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил распоряжения Правительства Российской Федерации о продлении срока устранения нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом «в» пункта 10 настоящих Правил, в соглашение могут быть внесены изменения в части значений показателей и графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) мероприятий по приобретению объектов недвижимого имущества в течение 14 рабочих дней после принятия указанного распоряжения Правительства Российской Федерации, если соответствующие изменения обусловлены сокращением размера субсидии в связи с принятием решения об отсутствии потребности в остатках субсидий, не использованных в отчетном финансовом году.»;
б) абзац четвертый пункта 16 дополнить словами «в отчетном финансовом году»;
в) дополнить пунктом 16.1 следующего содержания:
«16.1. При расчете объема средств, подлежащих возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет, в размере субсидии, предоставленной бюджету субъекта Российской Федерации в отчетном финансовом году (), не учитывается размер остатка субсидии, не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года, потребность в котором не подтверждена главным администратором доходов федерального бюджета, осуществляющим администрирование доходов федерального бюджета от возврата остатков субсидий.»;
г) пункт 19:
после слов «и (или) приобретению объектов недвижимого имущества,» дополнить словами «без учета размера остатка субсидии по указанным объектам государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года, потребность в котором не подтверждена главным администратором бюджетных средств,»;
дополнить абзацем следующего содержания:
«В случае одновременного нарушения субъектом Российской Федерации обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктами «б» и «в» пункта 10 настоящих Правил, возврату подлежит объем средств, соответствующий размеру субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), определенный в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.»;
д) в абзаце шестом пункта 21 слова «в 3-дневный срок» заменить словами «в течение 3 рабочих дней».
2. Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 149 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 и об особенностях возврата средств из бюджетов субъектов Российской Федерации в федеральный бюджет в 2016 году» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 10, ст. 1419) дополнить абзацем следующего содержания:
«В случае принятия в соответствии с настоящим пунктом распоряжения Правительства Российской Федерации о продлении срока устранения нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом «в» пункта 10 Правил, в соглашение о предоставлении соответствующей субсидии могут быть внесены изменения в части значений показателей и графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) мероприятий по приобретению объектов недвижимого имущества в течение 14 рабочих дней после принятия указанного распоряжения Правительства Российской Федерации, если соответствующие изменения обусловлены сокращением размера субсидии в связи с принятием решения об отсутствии потребности в остатках субсидий, не использованных в отчетном финансовом году.».
Планируемые изменения
Серьезных поправок в 2019 году в документ не было внесено. Однако в ближайшем будущем планируется начало процедур выравнивания тарифов на электроэнергию на основании введения эталонов нормирования затрат. Эта инициатива Федеральной антимонопольной службы обусловлена тем, что в настоящий момент есть регионы РФ, где местными исполнительными органами власти искусственно удерживаются тарифы на стабильно высоком уровне.
Введение эталона, представляющего собой долгосрочный норматив эффективных затрат, по мнению законодателей, сделает процедуру формирования тарифа более прозрачной. В дальнейшем планируется распространить такой метод на всю отрасль ЖКХ.
Кроме того, в конце 2018 года президент подписал ФЗ-522 об «умных счетчиках» на электричество. Закон ввел единые требования к интеллектуальным приборам нового поколения, самостоятельно передающим показания и ограничивающим подачу при наличии большой задолженности. С 2020 года именно на такие приборы будут заменяться вышедшие из строя устройства, также их необходимо будет устанавливать при вводе объекта в эксплуатацию. Расходы по замене возложены на поставщиков и сетевые организации. В дальнейшем такими счетчиками планируется также заменить «обычные» счетчики на воду и газ.


